Научить каждого
Учитель школы должен ясно представлять себе образовательные, практические и воспитательные цели обучения преподаваемому им предмету, хорошо понимать систему обучения и методические принципы, лежащие в ее основе.
Очень большое значение для успешного обучения школьников имеют правильная организация учебно-воспитательного процесса, приобщение их созданию в каждом классе здорового, работоспособного коллектива, вовлечение всех учащихся в активную деятельность на уроке и вне урока, привлечение к организации самоуправления актива класса учеников. Их следует учить умению осуществлять взаимо- и самоконтроль, оценивать знания свои и своих товарищей.
Одна из задач, стоящих перед учителем, - поддержание атмосферы доверия, доброжелательности и в то же время требовательности на уроках.
Для решения всех этих вопросов учитель должен хорошо знать каждого ученика: его возрастные и индивидуальные особенности (тип памяти, восприятия, уровень внимания, мышление, способности, интересы).
Известно, с каким интересом дети занимаются иностранным языком на начальном этапе его изучения и как с годами меняются их отношение к данному предмету. Чтобы этого не произошло, я стараюсь помочь каждому ученику удержаться на первоначальных позициях, намечаю перспективы его роста, создаю на каждом уроке условия творческого труда, учу школьников преодолевать возникающие трудности. Для этого в каждом классе провожу мониторинг заинтересованности учащихся предметов, веду карточки планируемого результата обучения (ПРО) и в конце учебного года среди выпускников проходит анкетирование (рефлексия деятельности по предмеру).
Уже с первых занятий внушаю своим ученикам уверенность в том, что все они в состоянии изучить немецкий язык. Делаю это как во 2-м классе, где преподаю немецкий язык, как первый иностранный, так и в 7-м классе, в котором школьники начинают изучать немецкий язык как второй иностранный. Первое условие для достижения успеха – активная работа в течение всего урока. Тогда учащиеся смогут выполнить любое задание и упражнение, усвоить необходимый учебный материал. Приучаю детей задавать вопросы учителю или своим товарищам, если они что-либо не поняли. Ребята знают, что их обязательно спросят на каждом уроке и непременно проверят выполнили ли они домашнее задание (это обязанность консультантов, о результатах проверки они сообщают учителю).Поэтому все тщательно готовятся к каждому уроку, выполняют задания.
Планируя уроки, я предусматриваю действия каждого ученика на различных этапах, учитываю при этом степень его подготовки по немецкому языку.
Перед выполнением любой самостоятельной работы в классе стараюсь снять трудности: обязательно объясняю, с какой целью выполняется то или иное задание, с чего следует начать, какой материал можно использовать при этом, как проверить качество и правильность его выполнения и оценить свою работу и работу своих товарищей.
При тренировке в употреблении любого изученного материала провожу работу по схемам: класс – хорошо успевающий ученик
( хорошо успевающий ученик – класс);
хорошо успевающий ученик – средне
успевающий ученик;
класс – слабо успевающий ученик
Во время такой тренировки осуществляется негласный контроль степени усвоения материала. Затем с помощью тестов, взаимопроверки при парной работе, отчетов групп ведется гласный контроль выполнения задания.
При обучении говорению сначала учу детей умению подтверждать высказывание и возражать собеседнику, отвечать на общие (утвердительно и отрицательно) и альтернативные вопросы, умению задавать те и другие, отвечать на специальные вопросы и формулировать их; за тем учу составлять монологические сообщения вначале по опорам (по плану, вопросам, с помощью схем, картинок), позднее без них. Одновременно приучаю учеников реагировать на прослушанные сообщения, употреблять при этом реплики оценочного и уточняющего характера, задавать вопросы, выражать сомнение по поводу сказанного или согласие, т.е. готовлю их к участию в диалоге.
Любой изученный языковой материал включается в упражнение серии А, В, С, Д, Е, благодаря чему обеспечивается его многократное повторение и усвоение всеми учащимися. Иногда серия упражнений распределяется на несколько уроков, чтобы избежать перегрузки учащихся и перейти к другим видам работ.
Контроль усвоения изученного материала осуществляю следующим образом:
1) Проводится коллективная работа (составляется рассказ по изучаемой теме способом «снежный ком» - тестирование на доске(«сколько можно рассказать всем вместе»).
2) Первым делает монологическое высказывание по теме хорошо успевающий ученик(его ответ является образцом).
3) Взаимоконтроль, проводимый при работе в парах и группах за ограниченное время с опорой на тесты.
4) Выставление предварительных оценок друг другу работающими в парах или группах при выполнении тестов.
5) Коллективная оценка, данная каждому ученику за время изучения темы.
Определение оценок приучает школьников предъявлять определенные требования к ответам своим и соучеников, учит само- и взаимоконтроля, развивает умение высказывать свое отношение к обсуждаемым событиям, фактам, составлять дополнительные вопросы к услышанному, (Sage bitte, ... Weisst du nicht, ...), т.е.: приобщает учеников к активному участию во всех этапах урока, а это заставляет их быть инициативными, заинтересованными.Воспитание таких качеств и усвоение указанных умений способствуют формированию активной жизненной позиции учащихся уже со школьной скамьи.
При переходе к изучению новой темы (подтемы) определяю ее связь с ранее изученными, нахожу точки их соприкосновения, т.е. возможность употребить знакомый языковой материал в новых естественных ситуациях, например по подтемам: «Wer ist das?», «Kinder- Eltern- Kontakte», «Die erste Liebe», «Familie» (10 класс, тема «Jugendliche, wie geht’s?») УМК «Deutsch Kontakte 10-11, Автор Г.И. Воронина).
На уроках ученики часто обсуждают наиболее интересные, значительные события, происходящие в классе (например, коллективная поездка, посещение музея, экскурсия в Москву), в школе(спортивные соревнования, подготовка к поездке и поездка в Германию по линии обмена школьниками из школы побратима города Меле, земля Нижняя Саксония), в городе, в области, в стране, в мире. В ходе бесед происходит расширение лексического запаса школьников, они учатся комбинировать знакомый языковой материал. Такие беседы проходят в начале урока, во время речевой зарядки, при обучении аудированию, чтению.
В школе отмечаются даты красного календаря (события, знаменательные для нашей страны и для стран изучаемого языка).
Вот, например, как проходит речевая зарядка во всех классах(с незначительным варьированием вопросов в зависимости от уровня подготовки учащихся) в День космонавтики 12 апреля.
Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов.
Der wievielte ist heute? Ist der 12. April ein Feiertag? Was für ein Feiertag ist der 12. April? Warum ist der 12. April der Tag der Kosmonautik? Wann ist Juri Gagarin in den Kosmos geflogen? Wie hieß sein Raumschiff? Wievielmal umkreiste er die Erde (hat er die Erde umkreist)?
Затем они слушают небольшой текст о Ю. Гагарине, немецком космонавте З. Иене и о современном развитии космонавтики. На следующих 2-3 уроках проводится управляемый диалог о Дне космонавтики, ребята беседуют об этом празднике. Работа занимает 5-7 минут на каждом уроке.
Приблизительно по такой же схеме проходит обсуждение других событий: выборы президента. День национального единства, день независимости, День Мира (1 сентября), к юбилейным датам выдающихся деятелей стран изучаемого языка, например, день рождения Гете, Гейне, Моцарта.
При обучении иностранному языку положительные результаты достигаются благодаря сочетанию различных видов работы: фронтальной, групповой, индивидуальной.
Особенно характерно применение их в совокупности на завершающем этапе работы над темой, когда подводится итог усвоения изученного, проводится тематический зачет. Очень часто занятия носят при этом специфический характер, строятся в виде уроков–отчетов, уроков-смотра занятий, уроков-конкурсов, уроков-экскурсий.
В своей деятельности часто использую метод проектной работы. Работа над проектом очень нравится учащимся и они с удовольствием принимают в нем участие.
При изучении тема «Das Gesicht einer Stad - Visitenkarte des Ländes» в VII классе применен метод проектной деятельности.
Был составлен подробный план, тщательно отбирался языковой материал, подлежащий употреблению, определялись приёмы работы на различных этапах проекта, ученики были разделены на группы, подбирались наглядные пособия, некоторые изготовлялись самими учащимися.
Защита проекта проходила в виде экскурсии. Форма проведения урока выбрана как наиболее рациональная для данной темы, способствующая поддержанию интереса к изучению иностранного языка. Она позволила вовлечь всех учащихся класса в активное участие во всех планировавшихся действиях. Цель урока – защиты проекта – контроль усвоения изученной темы.
Во время работы над проектом ученики были разделены на четыре группы (по пять в каждой группе). Во главе каждой из них – хорошо успевающий ученик, пользующийся уважением одноклассников. На защите он был экскурсоводом.
Каждая группа получила задание на десять дней: подобрать материал по достопримечательностям таких городов как Москва, С. Петербург, Тверь, Торжок и подготовить проведение экскурсии по городу.
Ученики получили инструкции учителя об организации работы в группах: об оформлении экскурсии, о сборе материала, о представлении экскурсовода группе, о проведении экскурсантов во время проведения экскурсии, об их активном участии в ней, о подведении итогов по окончании экскурсии.
Урок-защита проекта показал хорошее знание материала по теме, все ученики были активными: 30-50 предложений содержали рассказы экскурсоводов, по 6-10 раз вступали в беседу экскурсанты.
Приведу беседы экскурсоводов и экскурсантов на экскурсиях (по С. Петербургу и Москве), составленные учениками.
Экскурсия по С. Петербургу.
Stadtführerin (S.): Guten Tag, liebe Freunde!
Exkursanten (E.) Guten Tag!
S.: Jch bin eure Stadtführerin und heiße Anastasia Sokolowa.
E.: Sehr angenehm.
S.: Wir machen heute eine Rundfahrt durch S. Petersburg nach folgendem Plan. Zuerst steigen wir in den Bus ein und fahren zum Dworzowaja – Platz. Wir besichtigen den Winterpalast und besuchen die Ermitage.
E.: Das ist aber schön! Prima! Freut uns sehr!
S.: Wir besichtigen auch das Puschkin – Denkmal den Kreuzer «Aurora» und andere Sehenswürdigkeiten von S.Petersburg. Um 15 Uhr ist unsere Rundfahrt zu Ende.
E.: Danke schön. Entschuldigen Sie bitte! Wo kaufen wir Abzeichen und Ansichtskarten von S.Prtersburg?
S.: An einem Kiosk.
E.: Danke schön! Anastasia Nikolajewna, ich weiß, daß S. Petersburg ein Kulturzentrum ist. Erzählen Sie uns bitte davon.
S.: S. Petersburg liegt an der Newa. Die Stadt ist sehr groß und schön. Das ist ein großes Kulturzentrum. Es gibt in der Stadt viele Schulen, hochschulen, Theater, Kinos, Museen. Der Smolny-Palast, das Russische Museum, der Winterpalast, die Ermitage, Schloß - und Parkanlage Petershof und andere Sehenwürdigkeiten sind sehr bekannt.
E.: Ich weiß, dass es in S. Petersburg viele schöne Baudenkmäler gibt.
S.: Ja, du hast recht. Schnurgerade Prospekte, Paläste, schöne Gebaude, breite Grünanlagen und Sehenswürdigkeiten – so ist die Stadt heute. Jedes Gebäude ist ein Kunstwerk der Architektur: z. B. die Kathedrale der Gottesmutter zu Kasan, das Gebäude der Admiralität, die Isaak – Kathedrale.
E.: Stimmt es, dass Petersburg ein Industriezentrum ist?
S.: Natürlich. Es ist auch ein großes Verkehrszentrum. Seht, wie viele Busse, Obusse, Straßenbahnen und Taxis auf den Straßen fahren.
E.: Gibt es in Petersburg eine U-Bahn?
S.: Und ob!
E.: Ich war sogar sicher, dass es in Petersburg eine U-Bahn gibt. Sagen Sie bitte, wer hat die Stadt gegründet?
S.: Die Stadt wurde 1703 vom Zaren Peter dem Ersten gegründet. Im Mai 1703 wurde der erste Stein zur Festung St.-Petersburg gelegt. Peter der Grosse wollte eine neue russische Hauptstadt nach europäischen Muster bauen. Seht nach vorn! Das ist der Winterpalast.
Wollen wir aussteigen!
E.: Oh! Das ist aber schön!
S.: Das Gebäude ist mit vielen Skulpturen gemückt. Das war die Winterresidenz der russischen Zaren. Jetzt besuchen wir die Ermitage. Aber seht nach rechts. Das ist die «Aurora».
E.: Ich möchte sagen, daß der Dworzowaja-Platz mir gefällt. Viele Bäume, Blumen schmücken den Platz.
S.: In Petersburg gibt es viel Grün und Wasser, darum ist die Luft hier sauber. Wir gehen jetzt in die Ermitage,wir besichtigen schöne Gemäldesammlungen und dann ist unsere Stadtrundfahrt zu Ende.
E.: Die Ermitage hat mir sehr gut gefallen.
S.: Nun gut. Unsere zeit ist aus. Wir fahren jetzt ins Сafe. Hat jemand Fragen, dann fragt mich bitte im Bus.
E.: Danke schön! Wir steigen ein.
Экскурсия по Москве.
S.: Guten Tag, liebe Freunde. Ich bin eure Stadtführerin. Wir machen heute eine Exkursion durch Moskau.
E.: Sagen Sie bitte, wie heißen Sie?
S.: Ich heiße Swetlana Korobowa. Ich zeige euch einige Sehenswürdigkeiten von Moskau. Wir befinden uns auf dem Roten Platz. Das ist das historische Zentrum von Moskau. Ihr seht das Lenin-Mausoleum.
E.: Und was ist links?
S.: Links ist die Basilius-Kathedrale, und vorn ist der Kreml mit seinen Türmen.
E.: Wann wurde der Kreml gegründet?
S.: Im 12. Jahrhundert von Jury Dolgoruky. Den Kreml nennt man das Herz Moskau. Wir besuchen ihn morgen. Jetzt uber gehen wir in die Tretjakow-Galerie. Wir besichtigen viele schöne Bilder der berühmte russischen Maler.
E.: Ich möchte wissen, wo der Surikow-Saal ist.
S.: Links. Wir gehen jetzt in den Saal. Mein Lieblingsbild ist «Bojarynja Morosowa».
E.: Sie haben recht. Das Bild ist wirklich schön.
S.: Da kommt schon euer Führer durch die Tretjakow-Galerie. Bis bald, liebe Freunde!
E.: Bis bald!
S.: Nun, wie geht’s? War die Besichtigung schön?
E.: Und ob! Natürlich!
S.: Ich bin sicher, dass ihr hungrig seid. Wir gehen jetzt ins cafe.
E.: Das ist aber schön!
S.: Wir essen Salate aus Gurken und Tomaten, Pfannkuchen mit Sahne und Milchsuppe.
E.: Einverstanden! Und trinken Kaffee mit Milch.
S.: Am Abend sehen wir im Großen Theater ein Ballett.
Назад
Далее...
Напишите мне
|